«Серебряная ладья»: кольчуги, мечи и кирасы

04 июня 2019
поделиться
Всё это в историческом клубе делают своими руками и «играют в рыцарей»

Об историко-краеведческом клубе «Серебряная ладья» в Уварове не знает лишь тот, кто на городские праздники не ходит, местное телевидение не смотрит и районную газету не читает. Остальные давно приметили подростков и юношей в средневековой одежде, организующих действительно яркие и зрелищные мастер-классы, способных прочитать интереснейшую краеведческую лекцию. Чем занимаются эти ребята в будние дни, откуда удалось достать им кольчуги и мечи, да и как появилась на свет «Серебряная ладья»? Ответы на эти вопросы есть у организатора и руководителя клуба кандидата исторических наук, краеведа, педагога дополнительного образования ДООЦ «Кристалл» Дениса Писецкого (на главном фото в центре).

Рождение клуба

– Кем я только не был! Рудокопом, эльфом, каким-то торговцем…

Такие слова интригуют, тем более что мне хорошо известно – на подмостках театра он не выступал. Интересуюсь, как Денис умудрился оказаться в «шкуре» эльфа, и он рассказывает о своей встрече с тамбовскими «ролевиками»:

– Пока учился в Державинском университете на истфаке, практически не было времени на общение со сверстниками: часами сидел в библиотеках, копался в архивах. Потом аспирантура, защита диссертации… Наступил момент, когда я понял, что очень устал. Захотелось немного отдохнуть, тут-то и вышел я на группу молодых людей, которые занимались организацией тематических костюмированных игр на природе. Они разрабатывали сценарии, распределяли роли, изготавливали костюмы и играли - иногда по два-три дня без перерыва. Меня это очень увлекло, но эльфы не слишком привлекали. Пришла в голову мысль соединить игру и своё увлечение средневековой эпохой – пожалуй, самой романтической из всей истории человечества. Предложил нескольким товарищам создать клуб…

Так и родилась «Серебряная ладья». Впрочем, сначала клуб не имел имени, а когда задумались о названии, перебрали множество вариантов, кто-то предложил «Даккар».

Денис поясняет:

– Это скандинавский боевой корабль. Тема понравилась сразу: корабль – это значит команда, это умение держаться на плаву, идти вперёд, невзирая на бури и штормы. Вот только хотелось чего-то более близкого российской истории. Ну зачем нам судно скандинавов-викингов? Решили – пусть будет ладья. А серебряная – потому что серебро –благородный и светлый металл, распространённый в средние века и не такой пафосный, как золото.

Чтобы играть – нужно знать

Две группы (в общей сложности около тридцати человек) сегодня посещают исторический клуб. Надо думать, мальчишек привлекает ещё неутолённая детская жажда игры, перспектива примерить на себя доспехи, научиться обращаться с оружием. И это подтверждает Денис:

– В моей команде – подростки, они приходят отдохнуть, развлечься, а не выслушивать скучные лекции.

Так-то оно так, только в «Серебряной ладье» для любой игры нужна теоретическая подготовка. Ребята участвуют во множестве мероприятий в качестве ассистентов Дениса Писецкого, показывают мастер-классы, задают испытуемым теоретические вопросы, ответы на которые должны знать сами. Так, без лекций, без домашних заданий они впитывают в себя историю родного края. По мнению Дениса, это просто замечательно:

– Моё мнение – вопросы гуманитарного просвещения и личной культуры сегодня стоят достаточно остро. Школьники изучают историю в общероссийских масштабах - согласно учебной программе. А вот краеведения в образовательных учреждениях маловато. Вы изучали в школе историю Тамбовщины? И много ли вы о ней знаете?

Пытаюсь делиться своими знаниями об основании града Тамбова и признаюсь, что эти сведения получены мною не на уроках. Собеседник снисходителен:

– Не огорчайтесь, практически для всех история области начинается именно с основания её центра. А что было раньше? Эпоха средневековья в наших краях мало изучена даже историками. Есть, конечно, материалы, с которыми можно работать: историки сегодня изучают летописные упоминания о Червлёном Яре – в том числе в грамотах митрополитов XIV века, в описаниях путешествий. Так, по фрагментам, учёные собирают общую картину средневековой Тамбовщины. И задача нашего клуба состоит в том же - как можно лучше узнать историю родной земли, сохранить её для потомков.

Кстати, о названии «Червлёный Яр»: есть версия, что произошло оно от названия поселений (и сейчас существует в нашей области село Краснояровка). О том, что эти поселения были названы так благодаря изрезанному оврагами (ярами) ландшафту и глинистой (красной, то есть червлёной) почве…

Откуда вещички?

Этот вопрос волнует меня чрезвычайно. Где достаёт Денис средневековое обмундирование? А ответ прост: у «Серебряной ладьи»  есть свои мастерские, там-то всё и изготавливается. 

– И как вы делаете кольчуги?

Денис улыбается:

– Сейчас уже не делаю, их у нас достаточно. А как делал, могу рассказать подробно. Прежде всего, искал железо - любое. Да, и на улицах в том числе. Собирал килограммов сто и вёз на пункт приёма чермета. Хозяевам предлагал: я отдаю вам даром это железо, а вы разрешаете мне из вашего металла набрать 50 килограммов того, что нужно мне. Они соглашались – сделка выгодная.

– А что было нужно вам?

– Жёсткая проволока толщиной 1-3 миллиметра. Приносил её домой, на специальном станке закручивал в пружину, затем с помощью кусачек разделял на кольца.

Кольца служили материалом для кольчуг. Денис пассатижами собирал из них полотно: чтобы получилось гладкое, следует собирать кольца в определённой последовательности, по схеме. Первую кольчугу мастерил полгода, теперь может справиться с работой за полтора месяца.

– А латы? Как у рыцарей? Что же, наши предки не додумались латы себе соорудить?

– Ну не латы, а кирасы были. Зерцальные панцири, колонтари. Мы с ребятами делали кирасы и чешуйчатый панцирь.

– Как делали?

– Для меня это сложная работа, я не слесарь. Но пришлось им стать. Естественно, нужен хороший инструмент. Сейчас железо режем «болгаркой», электролобзиком, а когда-то я разрубал детали зубилом, распиливал ножовкой по металлу…

Самое главное – правильный шов

Ну хорошо, мужчина есть мужчина, всегда сообразит, как обращаться с металлом, с оружием. Но одежда! Кому из представителей сильного пола придёт в голову взять в руки иголку с ниткой? А вот Денису Писецкому и его соратникам пришло. Костюмы они тоже делают сами, причём из материалов, максимально идентичных средневековым: холста, кожи, шерсти, меха. Руководитель клуба «Серебряная ладья» снова организует для меня экскурсию в прошлое:

– Одежда отличалась от сегодняшней. Штаны носили не на резинке, а на шнурках: кожаных, пеньковых. Брюки были из некрашеного материала или тёмной расцветки. Рубаха была не распашной, надевалась через голову. Её шили достаточно широкой, можно сказать, безразмерной, с ластовицами - ромбовидными вставками подмышками. Ластовицы нужны были для того, чтобы дать свободу руке. Одежда тогда шилась без пройм, вытачек – поднимешь руку, без ластовиц рубаха сразу задирается. Поверх рубахи надевалась так называемая куртка - из кожи или шерсти. Она могла быть без рукавов в тёплое время года. Из головных уборов очень распространены были валяные (из войлока) шапки. Их шили в виде полусфер, обшивали меховой опушкой. 

Намекаю на то, что в войлочной шапке, да ещё с меховой опушкой летом ходить крайне не комфортно. Собеседник возражает:

– Натуральные материалы не только хорошо согревают, но и защищают от жары, от воздействия прямых солнечных лучей. Это во-первых. А во-вторых, человек в средневековую эпоху был гораздо ближе к природе, часто ночевал в лесу, в поле. Шапка была необходима в прохладные ночи, не давала поранить голову о сучья, спасала от насекомых.

Теперь моё внимание привлекает обувь:

– Как можно в ней ходить? Подошва очень тонкая! Из чего сделаны «ботинки»?

Денис смеётся:

– Сделаны из кожи. Это юфть – достаточно прочный материал. Магазинные ботинки развалятся через сезон, а наши служат нам много лет, пока не начинает перетираться нитка. А насчёт тонкой подошвы… По камню-то наши предки считай и не ходили: под ногами земля, трава, песок. К тому же ступню защищали специальные подкладки-стельки из толстой кожи или войлока. 

Тороплюсь ещё раз уточнить:

– И всё это вы шьёте сами?

– Да.

– Не каждая женщина способна на такое. Как научились?

– Собирали материал в интернете. Подсматривали, как это делают товарищи из других клубов. Скажу, что с кроем гораздо проще определиться, чем со швом. Можно посмотреть на миниатюру в музее и догадаться, по какой схеме шилась одежда: где ластовица, какой формы клинья. А шов на миниатюре не прорисован, приходится использовать этнографический материал, изучать музейные экспонаты прошлых веков, которые шились ещё вручную. Шов у наших предков был очень прочный, материя определённым образом складывалась, подворачивалась, прошивалась с двух сторон… 

Мечта и край родной – едины

Достаточно узнав о сегодняшнем дне «Серебряной ладьи», хочется узнать о планах, перспективах. Денис Писецкий рассказывает о своей мечте – реконструировать поселение Червлёного Яра. А ещё одна мечта и главная его цель – организация исторических фестивалей на уваровской земле. Фестивалей, на которые будут собираться сотни любителей реконструкции исторических событий. Вот тогда-то и поднимутся средневековые поселения, стилизованные крепости, затрепещут на ветру знамёна над шатрами, запоют летящие стрелы и звонко заявят о себе скрещённые сабли и мечи. Пока на Тамбовщине подобных мероприятий не проводится. Кто знает, может быть, именно «Серебряная ладья» станет их родоначальником.
 

Фото автора и Ирины Кузнецовой